Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Им интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру текущие дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечён. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры. Основным отличием настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений; развивает собственные коммуникативные навыки.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения. Использование настольных игр в дополнительном образовании – кружковой деятельности, позволяет реализовывать поставленные задачи активно и широко.
Настольная игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
Воспитатель подготовительной группы Тарутина А.А.