Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качает куклу, все вокруг умиляются. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать. На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя, игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра со взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!» Ребёнок очень рад времени, когда родители играют с ним. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно не только легко превратить для детей в занимательные игры, но и еще чему-то научить малышей. При этом совершенно необязательно покупать дорогостоящие конструкторы, игрушки или наборы. То, с чем крохе будет по-настоящему интересно играть, как правило, есть под рукой, в доме или же не требует серьезных материальных затрат. Например, это могут быть различные крупы: пшено, гречка, фасоль, которые можно потрогать, взять пальчиками, насыпать в различные емкости, вкладывать в пустую бутылочку из-под сока и греметь, рассыпать по подносу и порисовать. Это может быть тесто, из которого мама или бабушка собирается печь пирожки. Детей этого возраста очень занимает возможность помять его, пошлепать по тесту или нажимать на него пальчиком, скатать колбаску или шарик, помочь маме слепить пирожок. А еще можно использовать для игр с ребенком различную бумагу, которая есть в любом доме: газеты, журналы, простая оберточная, яркая, шуршащая от цветочных букетов. Малышам очень нравится рвать, шуршать бумагой, сминать ее в комочки и бросать в корзинку или коробку.
Такой нетрадиционный в плане развития ребенка материал принесет малышу пользу в развитии у него мелкой моторики пальцев рук и движений руки. А гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2-3 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.
Но родителям важно знать, что своё внимание малыш может сосредоточить одновременно на небольшом количестве предметов. Живой интерес к игре очень легко возникает, но и быстро пропадает. Игры в этом возрасте должны быть достаточно простыми и очень короткими. Даже трёх-пяти минут вполне достаточно. Подарите же эти минуты своему малышу! И вы увидите, что делаете подарок не только ему, но и себе: вы многое узнаете о своём ребёнке, многому научитесь у него и испытаете истинное наслаждение.
Педагог-психолог Тарутина А.А.