«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения. Формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Педагог должен дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов в ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место, это вызвано целым рядом причин введения ФГОС в ДО. Практика показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания данные детям в занимательной игровой форме, усваиваются быстрее, прочнее, тем более, что игра для ребенка дошкольного возраста ведущая деятельность и является наиболее подходящей формой обучения.
Семинар – практикум был проведен 13 марта 2020 года. Тема: «Логико – математическое сообщество в ДОУ». Организаторами семинара- практикума являлись: ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)Инновационная методическая площадка по сопровождению развития детской одаренности в Республике Саха (Якутия) проекта «Одаренный ребенок» МБДОУ «УНДС ОВ №36 «Березка».
Участниками семинара- практикума были воспитатели МБДОУ «УНДС №1 «Петушок» и воспитатели МБДОУ «УНДС ОВ №3 «Сказка»
Цель семинара- практикума: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр как средства познавательного развития дошкольников.
В начале семинара-практикума выступила воспитатель старшей группы Захария Н.М. Все участники были ознакомлены с образовательным модулем «Математическое развитие», его образовательными задачами, с играми и пособиями для всех направлений математического развития по возрастным группам.
Далее представила свою презентацию воспитатель второй группы раннего возраста Шестакова О.Н.
Тема: Дидактическое пособие «Бусы» для детей 2-3 лет.
Цель: совершенствовать представление детей о цвете и геометрических фигурах.
Задачи: Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
Формировать умение узнавать и называть цвета.
Развивать умение составлять узор из геометрических фигур по образцу.
Воспитывать внимательность и усидчивость на занятии.
Она рассказала, из чего состоит дидактическое пособие «Бусы», и познакомила с вариантами дидактических игр с этим пособием.
Воспитатель второй группы раннего возраста Бунеску Л.А., рассказала, как используется мозаика «Геометрические формы» в процессе формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Это пособие способствует умению детей определять и различать фигуры по цвету, форме, размеру, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать фигуры, создавать разнообразные композиции из геометрических фигур, умению детей работать по схеме и по собственному замыслу. Знакомит детей с понятием «целое» и «часть».
Марина Михайловна Никулина, воспитатель средней группы, выступила по теме: «Возможности дидактического материала «Геометрические кубики» и счетный материал «Медведи» в процессе ФЭМП детей 4-5 лет. Она дала полное описание пособий и варианты дидактических игр.
Тарутина А.А., воспитатель старшей группы, представила участникам семинара презентацию на тему: «Палочки Кюизенера» как средство развития логико- математического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Она познакомила как работать с этим дидактическим материалом и с его многофункциональными возможностями, которые позволяют «через руки» ребёнка формировать математические понятия. Цветные палочки, как еще их можно называть, позволяют решать следующие задачи по ФЭМП: познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету); познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов); познакомить с последовательностью чисел натурального ряда; освоение прямого и обратного счёта; познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших); усвоить отношения между числами (больше-меньше на…); познакомить со свойствами геометрических фигур; развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику. Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.
Воспитатель старшей группы Захария Н.М. познакомила участников семинара- практикума с новыми возможностями игры – головоломки «Танграм» для детей старшего дошкольного возраста.
Целью ее выступления было, повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи: познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка. Создать условия плодотворного общения участников с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов. В конце выступления участникам было предложено изготовить танграм своими руками и выполнение заданий с разными вариантами схем. Танграми созданные участниками были подарены им.
Горобец М.В. воспитатель подготовительной группы выступила по теме:
«Использование дидактического материала «Математические весы», «Геометрические тела» в процессе формирования логико-математического мышления у детей 6-7 лет». Она предложила много вариантов дидактических игр с данными пособиями и наглядно познакомила с использованием их в практике.
После выступления всех педагогов, всем участникам семинара- практикума были предложены практические задания. По окончании всем участникам вручили сертификаты.
В результате проведения семинара –практикума педагоги повысили свою профессиональную компетентность в использовании логико- математических игр с дидактическими пособиями «Математического модуля», а именно с возможностями применения их в образовательном процессе в ДОУ.
Руководитель ДВС «Занимательная математика» Захария Н.М.