Поиск
Close this search box.

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО РИТМИКЕ

В последние годы проблема раннего формирования культуры здоровья стала наиболее актуальной и своевременной. В последние годы возросла потребность в эффективных методиках не только воспитания, но и оздоровления детей дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

       Семья и детский сад находятся в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей, как две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. В российской педагогике «ритмика» — это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.

      Ритмика — это аэробика, современные, народные и бальные танцы и вечное стремление к движению. Цель ритмики в работе с дошкольниками состоит в формировании и развитии у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений. К наиболее актуальным проблемам детского здоровья относится: гиподинамия.

      Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

      Гиподинамия выражается в нарушении функций организма (опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводят к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю.Змановский).

      Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.к. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. А потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Не секрет, что дома и в детском саду дети большую часть времени проводят за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Ведь здоровье человека предполагает не только отсутствие у него заболеваний, но нравственное, духовное благополучие в семье и детском коллективе.

       Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависят от нас взрослых, и мы несём ответственность за счастье и здоровье детей. В нашу задачу входит пробуждение скрытых в каждом ребёнке продуктивных сил, тяги к гармонии и красоте — души и тела, чувств и ума. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. А Платон утверждал, что « лучший метод воспитания тот, который открыт и проверен опытом веков: гимнастика для тела и музыка для души…»

      Идея синтеза музыки и движения и её роль в оздоровлении детей была изучена многими, но основоположником системы музыкально – ритмического воспитания детей стал швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроз (1865-1950гг.), известная под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, а, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкальных и физических способностей, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. И мы, современные педагоги, призваны решать ведущую педагогическую идею современного оздоровления дошкольников. Она заключается в создании условий для развития духовно богатой и физически развитой личности ребёнка, его творческой самореализации в непрерывном единстве речи, пения, игры и движения под музыку, как универсального средства. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут детям в дальнейшем успешно осваивать все виды учебной, художественной и спортивной деятельности.

       Ритмика в силу своих особенностей выступает в музыкально-двигательном воспитании дошкольников в качестве содержательной основы обучения, на ранней ступени помогающей укрепить здоровье детей, «настроить инструмент» (тело) и мысли на здоровый образ жизни. Именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать потребность детей в двигательной активности. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка.

       Необходимо иное понимание звучания музыки – расширение ее границ до любования звуками окружающего мира, наполнение методики «музыкой» ритма, музыкой слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» явлений природы. Чтобы обучить детей красоте движений, научить преодолевать трудности, физическую нагрузку в исполнении упражнений, танцев, игр, композиций, необходима система в работе. Красота движений появляется не сразу и этому должна предшествовать огромная работа по вариативному обучению детей ритмике, нацеленная на общее гармоничное их развитие. Но главное внимание педагогов и родителей должно быть нацелено на оздоровление и приобщение к движениям под музыку всех детей. Не только способным и одаренным в музыкальном и двигательном отношении, но и неловким, заторможенным детям надо помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность.

      Многочисленные исследования доказывают, что занятия ритмикой для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (из исследования И. М. Сеченова, И. В. Бехтерева).

      Очень большое значение имеет ритмика для детей с нарушениями речи, оказывая на них коррекционное воздействие. «Движение – это тоже речь, выражающая суть ребёнка» (Л. Генералова). В то же время ребенку легче выразить свое понимание музыки не словом, а мимикой, жестом, движением. Даже, если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует, значит у него развиваются умственные и физические способности.

       Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье. Дети способны усвоить невероятно много, активно и благодарно откликаться на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. И нам, взрослым, необходимо быть всегда приветливыми, спокойными и уважительно относиться к каждому ребенку, давая ему почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Надо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики, а самое главное доставляли детям радость и вызывали желание «творить». От нас с вами сегодня зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет крепкое здоровье и стремление к здоровому образу жизни, а также богатство души, полученное от общения с высоким искусством.

  Подготовила преподаватель ритмики Подорожняя Л.В.

 

Дата обновления страницы: 31.01.2020