Использование рабочих тетрадей «Математика – для дошкольников» в старшем дошкольном возрасте

Создано: 19.03.2021, обновлено: 19.03.2021

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предполагает знакомство дошкольников с элементарными математическими представлениями. Все современные примерные основные образовательные программы предусматривают реализацию задач данной образовательной области.

Одним их наиболее эффективных средств работы они считают работу в рабочих тетрадях.

Как известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, спортивное оборудование, используемое в целях математического развития, учебная техника. Рабочие тетради — это печатные средства обучения. В дошкольной педагогике неоднозначное отношение к использованию рабочих тетрадей в математическом развитии дошкольников.

Важность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Для детей  старшего дошкольного возраста также определяются правила пользования рабочими тетрадями.

  • Они  могут самостоятельно доставать тетради или дополнительные листы из файлов или секции шкафа и класть обратно.
  • Даже при выполнении самостоятельно задания, дети могут обращаться с просьбами и советами к педагогу или сверстникам.
  • После выполнения заданий дети обязаны убрать рабочее место и рабочие тетради.

В тетрадях могут быть представлены разнообразные типы заданий:

  •  сравнение, сопоставление;
  •  установление соответствия;
  •  разбиение на группы (классификация);
  •  упорядочение (сериация);
  •  установление отношений по количеству, размеру, форме, пространственных, временных;
  •  обобщение;
  •  заполнение таблиц;
  •  решение задач и примеров;
  •  моделирование;
  •  установление закономерностей;
  •  составление рассказов по иллюстрациям;
  •  обозначение (знаком, цифрой);
  • графические задания на чтение графических изображений, создание графических изображений по условиям (рисование, письмо цифр, дорисовывание, штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, точкам, копирование), преобразование графических изображений (форма, величина, пространственное расположение, количество элементов).

Методикой математического развития детей дошкольного возраста предусмотрено что, дети старшего дошкольного возраста могут активно использовать рабочие тетради как на мероприятиях специально организованной образовательной деятельности, так и в совместной с педагогом и самостоятельной работе.

Использование рабочих тетрадей обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений и качеств (волевых усилий, самостоятельности, организованности, аккуратности и т. п.) у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатель старшей группы Подшибякина  Е.В.