Значение упражнений и игр с мячом для детей дошкольного возраста.

Создано: 29.01.2021, обновлено: 29.01.2021

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С.А. Шмаков

Во всестороннем развитии ребенка большое значение уделяется играм с мячом. Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Основной целью игры с мячом является: ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например, забить его в ворота или отбить так, чтобы противник не смог его поймать. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п. Поэтому можно сказать, что игры с мячом — специальная  комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Основная задача ДОУ — научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.    Необходимо учить детей энергично отталкивать мяч руками, ловить мяч кистями рук. Развивать умение бросать мяч двумя руками, обучать броскам маленького мяча в цель, учить попадать мячом в висящую корзину и совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.

Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.

Сегодня мяч многолик. Это  футбол, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам и материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч. Игры, игры-упражнения с мячом развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса,  мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук.

 При  ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы,
а систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы.

Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия способствующие увеличению амплитуды движения.

Для  гипер активных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.

Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для борьбы с агрессией.  Они безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С такими мячами играют даже застенчивые ребята.

В повседневной жизни в детском саду при всем многообразии традиционных форм обучения  наиболее эффективными являются:

-использование мячей на утренней гимнастике;

-использование упражнений и игр с мячом на физкультурных занятиях;

-игры с мячом на прогулках;

-совместные досуги, спортивные праздники и развлечения вместе с родителями.

 К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно, не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

  • покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

  • покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

  • толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Рекомендации родителям для совместных детских игр с мячом.

  1. Покажите ребенку, как Вы играете в мяч: катаете, бросаете… Попробуйте научить этому своего ребёнка;
  2.  Не принуждайте ребёнка к выполнению того или иного движения;
  3. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение;
  4. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте только в хорошем настроении;
  5. Проявите фантазию, изобретательность в играх с мячом;
  6. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игр, систематически повторяя их;
  7. Не забывайте о возрасте своего малыша и его физических возможностях;
  8. Представьте себе, что Вы сами ребенок;
  9. Хвалите и подбадривайте своего ребенка, ведь для Вас это маленький успех, а для него «Победа!»

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное» или просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками. Устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть, и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

 

Статью подготовила руководитель ФВ                       Л.В. Подорожняя