ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Развиваем речевое дыхание

Создано: 31.01.2020, обновлено: 31.01.2020

Подготовила учитель-логопед: Н.Г. Болотова

Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике      должного внимания, то правильного произношения можно так и не  добиться.

 Речевое дыхание отличается от физиологического, того дыхания, как мы дышим  обычно. При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Вдох в речи короче, интенсивнее, глубже, чем в обычном дыхании и делается через рот. Количество вдохов при речевом дыхании 7-10, а при обычном 14-20. Для того, чтобы говорить красиво и четко, нам нужно произносить часть фразы или целую фразу на одном выдохе. Паузы при речевом дыхании делаются при вдохе и не должны быть слишком короткими или продолжительными, иначе речь станет не связной и отрывистой.

Как проверить речевое дыхание?

  Понаблюдайте за ребенком, если у малыша обнаружите один или более ниже перечисленных признаков, значит, речевое дыхание нарушено.

  Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы.

  Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;

  Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;

  Ребенок говорит «в нос». Обнаружить носовое произношение можно так: зажмите пальцами нос ребенка и попросите произносить какое-нибудь слово (в предложенных словах не должно быть звуков М, Н, Б). Если у ребенка носовое произношение, то пальцами в ощутите толчки воздуха в ноздрях ребенка, на слух носовое произношение так же станет заметнее;

  Ребенок произносит звук Р горлом;

  Ребенок произносит звук Л, шипящие или свистящие звуки с

горловым признаком, при этом слышится звук, напоминающий

 Х или Г.

Дыхательные упражнения

для тренировки и развития

 речевого дыхания:

  Надуть щеки и удерживать набранный воздух.

  Втянуть щеки и расслабить их.

  Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

  «Пополоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

  Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

  Дуть на перо, лежащее на столе.

  Дуть на вату лежащую на столе, чтобы ватка двигалась.

  Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

  Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

  На выдохе медленно произносить гласные.

  Дуть на свечу, чтобы

пламя мерцало.

  Дуть на свечку при высунутом

 языке и задуть ее.

  Дуть на вертушку.

  Дуть в воду через трубочку,

следя за появляющимися пузырьками воздуха.

  Пускать мыльные пузыри.

  • Сначала показывайте упражнения ребёнку сами, так как детям трудно воспринимать задания, оторванные от изображения.
  • И главное: поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного выполнения упражнения сразу.
  • По всем возникающим вопросам Вы всегда можете обратиться к учителю — логопеду детского сада.

Желаю успехов!