КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Создано: 13.12.2019, обновлено: 13.12.2019

В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Су-джок терапия – это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. 

За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая  отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

     Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.

Исходя из данной цели, ставятся следующие  задачи:

  • воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;
  • стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
  • повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

      Существует несколько приёмов су-джок терапии:

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Работа по использованию су-джок терапии осуществлялась в следующей последовательности:

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

 Для реализации поставленных задач должен быть  составлен перспективный план, включающий  направления работы:

  • развитие фонематических представлений;
  • коррекция звукопроизношения;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации;
  • развитие мелкой моторики

       Развитию фонематических представлений способствуют игры: «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой». В игре «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука. Детям нравится выкладывать звуковую схему слова при помощи шариков су-джок.

    Закрепить образ изученной буквы поможет упражнение «Весёлый алфавит»: ребёнок   прокатывает шарик по силуэту буквы. Движения сопровождаются стихотворением.

     Коррекция звукопроизношения – процесс длительный и утомительный для ребёнка. Разнообразить формы работы помогут су-джок массажеры.    

    Массажные кольца и валик применяем для автоматизации звука в прямых и обратных слогах.   С помощью аппликатора Кузнецова автоматизируем звуки в слогах в интервокальной позиции.  Прокатывая шарик по дорожкам, массажируем фаланги пальцев и  закрепляем звук в слогах. Автоматизируя звук в словах, словосочетаниях, ребёнок пальцами нажимает на шарик, тем самым активизируя речевые точки соответствия.

      Для развития  лексико-грамматического строя речи используем речевые  игры  с перекатыванием массажёра друг другу: «Один-много», «Большой-маленький», «Скажи наоборот».  В  играх:  «Один, два, пять», «Шарик катаем – предлоги называем» дети прокатывают шарик по дорожкам.  В игре «Кто у кого?»  используются массажные колечки. Обогащению словаря и развитию мелкой моторики способствует выполнение пальчиковых гимнастик с массажным мячом на лексические темы.                                            

    Совершенствованию навыков ориентировки в пространстве и собственном теле способствуют игры:  «Дорожки», «Шарик прыгает по мне – по груди и по спине»,   а в игре «Глазки закрывай, на какой руке, колечко угадай» дети определяют не только на какой руке, но и на каком пальце находится колечко.

      Для развития мелкой моторики дети выполняют комплексы: «Разминка», «Фокусник», прокатывают шарик по дорожкам различной конфигурации, разыгрывают сказки с  су-джок массажёрами.

       Таким образом, применение в логопедической практике су-джок терапии позволяет добиться следующих преимуществ: повысить у детей интерес к логопедическим занятиям, сократить сроки коррекционной работы, повысить качество работы.

 

Подготовила: учитель-логопед Н.Г. Болотова